В «маршрутном» бизнесе с конца зимы стоял переполох! 26 февраля вступил в силу новый закон «Об автомобильных перевозках». Маршрутчикам, которые возят людей на Минск, Гродно, дали понять – надо работать по правилам: иметь чёткий график и маршрут, останавливаться только на конкретных остановках, отправляться строго с автовокзала, выдавать билеты всем пассажирам, без исключения! А также иметь GPS-навигацию в каждой машине и, само собой, все разрешающие документы и согласования.
ИП и частным фирмам пришлось решить: прекратить свои рейсы или стать «регулярным перевозчиком». Два «частника» уже активно работают «с вокзала». Это «ПЛ-Транс» и «Лидаславтранс». Еще 6 заявлений получили разрешение – ИП Малец, ИП Бабошенков, ИП Жуковский, ИП Лихорад, ИП Буча и «Превит». Их маршрутные такси скоро выйдут на линию.
А обывателям, что главное? Чтобы было удобно добираться в Гродно, Минск. Как это всё работает сейчас? Корреспондент «ПВ» узнала, как уехать в столицу и во сколько это обойдется?
Начинаем обзванивать маршрутные такси по рекламе в газете. Из Лиды в Минск можно уехать несколько раз в день – утром и после обеда. Один из официальных перевозчиков собирает пассажиров только на автовокзале, второй – и по микрорайонам. Стоимость билета у «частника» теперь 9 рублей. Билет можно купить тремя способами: в кассах вокзала, на сайте ticketbus.by или у водителя. Кстати, некоторые «нерегулярщики» несмотря на закон, работают на свой страх и риск. Поездка до Минска у них стоит 8 рублей. В общем, с покупкой билета нет особых проблем.
Приезжаем на вокзал…
Утро. На часах – 06.45. На одну из платформ прибывает маршрутное такси. Некоторые пассажиры уже сидят в микроавтобусе (их подобрали на «точках»), другие только подходят.
Три пассажира купили билеты через вокзал, остальные – заказали у диспетчера маршрутки. Водитель идет отмечаться в диспетчерскую автовокзала.
Ровно в 7.00 автобус отправляется с автовокзала. Все чётко по графику!
У пассажира теперь два варианта – либо самому добираться до автовокзала, либо его заберут в любой точке города. Но потом всё равно маршрутка заедет на вокзал для отправления. Каждый решает, как ему удобнее.
Штраф – до 1200 долларов (в эквиваленте)!
Что будет с «маршрутчиками», которые не захотят работать прозрачно? Им грозят штрафы. На первый раз они могут заплатить до 2450 рублей (100 базовых величин), на второй – до 4900 рублей с конфискацией авто, на котором осуществляются перевозки! Следить за работой маршруток будут налоговая и госконтроль.
ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок» (Гродно) до сих пор принимает заявления от частных фирм, которые хотят осуществлять регулярные пассажирские перевозки ЛЕГАЛЬНО.
«Лучше трудиться честно и по правилам»! Такого мнения придерживается один из регулярных пассажирских перевозчиков, который сотрудничает с Лидским автовокзалом. Он рассказал «ПВ» следующее:
− Наша фирма работает «через вокзал» уже много лет. Мы обязаны ехать до места назначения, даже если никто не купит билет. Нелегалы же попросту отменят рейс, если ехать не выгодно. Мы имеем дежурного водителя и подменный транспорт на случай поломок. На данный момент мы осуществляем в Минск два рейса в день. В конце апреля планируем добавить еще два. До отправки с автовокзала (это основная точка) собираем пассажиров по городу. Считаем, что все перевозчики должны быть в равных условиях, работать по одинаковым правилам и не перетягивать одеяло на себя.
P.S. Однако те, кто долго думал и ещё не перешёл работать под крыло вокзала, – теперь в незавидном положении. Из расписания на фото видно, что с 6 утра до 10.00 почти все «окна» по времени отправления заняты. Для пассажиров это, конечно, удобно. А вот маршрутчикам, которые остались за бортом, теперь нужно думать, как «вклиниваться» в сложившийся распорядок …
Анжелика Зверко
Вероника Богатова