Как все начиналось
До открытия своего собственного бизнеса Алексей Тишук занимался продажами. В основном это были промышленные товары: светильники, сельхозтехника и многое другое. Перейти на овощи ему предложил дядя, у которого есть свое фермерское хозяйство в Щучинском районе. Выращенную продукцию надо было продавать, а для этого нужны, во-первых, время, а во-вторых, умение общаться с людьми и находить рынки сбыта. 15-летний опыт Алексея в этой области был как нельзя кстати. Буквально через год дело пошло так далеко, что у дяди не хватало времени разрываться между производством продукции и ее реализацией. Поэтому он продал свою долю в бизнесе племяннику. Алексей вместе со своей супругой Екатериной стал развивать его дальше.
«По сути мы обыкновенные торгаши, но это не зазорно»
«С одной стороны, есть производитель, которому нужно реализовать свой товар. С другой – есть торговая сеть, которая заинтересована в том, чтобы полки и витрины в ее магазинах никогда не пустовали. Мы выступаем посредниками между двумя этими звеньями, – коротко описывает суть своего бизнеса Алексей. – Проще говоря, мы чистой воды торгаши. Но я не считаю, что это зазорно. Мы выступаем в роли своеобразных наемных работников. Для производителя мы отдел продаж, а для торговой сети – отдел закупок. Согласитесь, произвести товар – это одно. А вот реализовать его – совершенно другое».
«Наша овощная компания» занимается организацией продаж продукции белорусских фермеров, сельхозпредприятий, теплиц в Россию. Поставки осуществляются во многие торговые сети, в том числе такие известные, как «Магнит» и «Х5». Алексей говорит, что пробовал наладить сотрудничество и с белорусскими торговыми сетями, но пока это проблематично. Отмечает, что российские более цивилизованные в этом плане.
Основные позиции – «борщовый набор»: свекла, морковь, лук, капуста, картофель, а также томаты и яблоки. У фирмы более 200 контрактов по всей Беларуси. Больше всего – в Гродненском районе и Брестской области.
«Делаем упор на качество»
Основная «фишка» овощной компании в том, что она работает «с колес».
«Овощи относятся к скоропортящимся товарам, поэтому для их длительного хранения необходимо создавать определенные условия. Некоторые из них, те же яблоки или картофель, демократичны к температурным режимам. А вот, например, для большего срока сохранения томатов нужно строго соблюдать «градус». Обеспечить нормальные условия для хранения всех овощей сложно, а перекладывать из одного хранилища в другое – тоже не выход. Это определённый «стресс», который также откладывает свой отпечаток на качество овощей. Поэтому мы поставляем товар напрямую от фермера в торговую сеть», – рассказывает Алексей Тишук.
За годы работы компания нарастила достаточно большую клиентскую базу. Здесь знают, какой товар, кому и в какое время нужен. К тому же, все риски по качеству товара фирма берет на себя.
Ежегодно «Наша овощная компания» отгружает порядка 5-6 тысяч тонн овощей.
На данный момент Алексей занимается поиском комплекса строений со складскими помещениями. Планы у бизнесмена амбициозные – организовать производство салатов. Также в фирме нацелены на развитие предпродажной подготовки товаров – приобретение моющих машин и реализацию чистых овощей.
«Рассчитывал, что еду не зря»
Одним из последних подтверждений того, что Алексей и его команда движутся в правильном направлении, стало получение премии Century International Quality ERA в номинации «Инновации и бизнес-результаты» от компании Business Initiative Directions – одной из крупнейших компаний в мире по поддержке корпоративного бизнеса. Эта уникальная награда вручается компаниям и предприятиям, отличающимся высоким уровнем качества работы. Награждение прошло в апреле в Женеве.
«Форум был рассчитан на два дня, в течение которых номинанты на премию участвовали в различных тренингах и встречах, а также презентовали свой бизнес, – вспоминает Алексей. – Признаюсь честно, рассчитывал, что еду не зря. Но когда в первый день свое дело представил предприниматель из Нигерии, который занимается авиа- и грузоперевозками, а также владеет нефтяными портами и сетью заправок, а после него выступил ведущий поставщик оборудования для обработки алмазов из Румынии, то на второй день я стеснялся идти туда. Подумал, что соревноваться с такими акулами бизнеса нет смысла. Однако, тем не менее, награда оказалась у нас».
Кстати, на этот форум ежегодно приглашается не более 50 компаний со всего мира. «Наша овощная» была единственным представителем от Беларуси и одним из трех – от стран постсоветского пространства.
До этого лишь две белорусские компании (насколько известно из открытых источников) удостаивались такой высокой награды. Это ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «ГлобалВанБел».
Послесловие
«Мы – небольшая, но развивающаяся компания, которая уже прошла определенный путь и достигла успехов, в том числе и финансовых. На данный момент мы стремимся к тому, чтобы стать самым крупным налогоплательщиком Лиды», – подытожил Алексей Тишук.