Сегодня стать водителем такси легко и просто. Зарегистрировался в одном из мобильных приложений, предоставляющем техническую и клиентскую поддержку, взял автомобиль в аренду, зарегистрировался как ИП либо оформил договор с организацией-перевозчиком – и «таксуй» себе на здоровье.
К тому же несколько лет назад законодательная база в вопросе оказания услуг по перевозке пассажиров значительно упростилась. Сейчас данный вид деятельности не подлежит лицензированию, однако предполагает выполнение водителем такси ряда требований. Государство пошло навстречу представителям бизнеса, дав послабления и упростив подходы к осуществлению перевозок. Причем лучше стало как одной стороне – водителям, имеющим возможность подработки либо основного дохода в службе такси, так и другой – клиентам. Согласитесь, сегодня поездка на такси по карману особо не бьет, сервисов по вызову машины предостаточно, ожидать автомобиль даже в часы пик долго не приходится и в пределах города попасть в нужное место можно за считанные минуты.
Однако есть у положительного и негативная окраска: пользуясь послаблениями в законодательстве, водители такси стали больше пренебрегать обязанностями по обеспечению безопасности перевозок пассажиров. Одно отсутствие техосмотра чего стоит! Вот скажите: сев в такси, вы поинтересуетесь у водителя допуском автомобиля к участию в дорожном движении? Вряд ли. И не потому, что вам все равно, исправен автомобиль или нет, просто это предполагается по умолчанию. Однако, как показывает практика, многие автомобили такси ездят без ТО. Раньше, когда этот вид деятельности лицензировался, отсутствие техосмотра считалось грубым нарушением. Таксисты практически никогда не нарушали это требование. А отменили лицензию – и они перестали проходить ТО.
То же самое касается и многих других нарушений, а их в текущем году среди организаций, ИП и физических лиц выявлено порядка 700(!), более 300 виновных лиц привлечены к административной ответственности. Всего же с начала года на территории вверенных районов региональным отделом контроля автомобильного транспорта в г. Лиде филиала Транспортной инспекции по Гродненской области проведено более 200 контрольных мероприятий. Немало в ходе них выявляется так называемых таксистов-нелегалов.
Вот и в эти дни, а точнее, с 6 ноября по 6 декабря, региональный отдел ежедневно проводит мероприятия по контролю за обеспечением безопасности пассажирских перевозок автомобилями такси. И за две недели представителями отдела на территории Лидчины было выявлено три таксиста-нелегала. Об этом (и не только) редакция побеседовала с начальником регионального отдела контроля автомобильного транспорта в г. Лиде Евгением Бучинским.
– Евгений Валерьевич, давайте подробнее остановимся на наиболее распространенных нарушениях в сфере пассажирских перевозок.
– Наиболее частыми нарушениями, которые выявляются нами в ходе контрольных проверок, являются нарушения требований, предъявляемых к транспортным средствам в части внешнего и внутреннего оформления, а также требований, предъявляемых к водителям этих транспортных средств; допуск к участию в дорожном движении транспортных средств, имеющих неисправности, при которых их участие в дорожном движении запрещено или в отношении которых не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении; осуществление перевозок пассажиров без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами; работа на линии с выключенным таксометром или без таксометра; допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский контроль. Кроме того, региональным отделом в текущем году выявлены многочисленные факты занятия гражданами незаконной предпринимательской деятельностью в части перевозок пассажиров автомобилями такси.
– Хорошо, а что необходимо, чтобы работать водителем такси и не попасть в число нелегальных перевозчиков?
– Для этого необходимо официально заключить трудовой договор с организацией либо индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по перевозке пассажиров, либо самому зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
– Однако нередки случаи, когда водители автомобилей такси осуществляют перевозку пассажиров, не зная о том, что занимаются незарегистрированной предпринимательской деятельностью. Как так получается?
– Приведу пример. В ноябре 2020 года региональным отделом выявлено три случая, когда граждане по устной договоренности с организациями-перевозчиками либо с собственниками транспортных средств осуществляли деятельность по перевозке пассажиров, но при этом трудовые договоры с ними не составлялись и в качестве индивидуальных предпринимателей граждане зарегистрированы не были. Ответственность за выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения полностью легла на водителей, управлявших автомобилем и перевозивших пассажиров, так как недобросовестные работодатели не оформили с ними трудовых отношений, а после и вовсе отказались от причастности к осуществлению данными гражданами деятельности. Подобные материалы направляются в налоговые органы для принятия соответствующих мер, а в дальнейшем, в случае выявления систематического занятия незарегистрированной предпринимательской деятельностью, и в Экономический суд.
– Так, при проведении контрольных мероприятий в Лиде в июле 2020 года работниками нашего отдела был осмотрен автомобиль такси под управлением молодого человека, жителя Гродно, – приводит пример Евгений Валерьевич. – В результате осмотра было установлено отсутствие у водителя необходимого стажа для осуществления перевозок пассажиров автомобилем такси, отсутствие справки о прохождении курсов водителей автомобиля такси, непрохождение предрейсового медицинского обследования перед началом работы, отсутствие страхового свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, отсутствие разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении и другие нарушения в части внутреннего и внешнего оформления автомобиля такси. В ходе дальнейшего разбирательства было установлено, что водитель взял автомобиль в аренду у индивидуального предпринимателя из Гродно якобы для использования в личных целях. Причем ранее данный автомобиль уже использовался для перевозок пассажиров и его внешнее оформление визуально указывало на принадлежность его к организации, зарегистрированной в Гродно. Однако на тот момент руководством организации договор с собственником автомобиля (индивидуальным предпринимателем) был расторгнут, и уже после этого собственник сдал его в аренду. То есть официально гражданин, осуществлявший деятельность по перевозке пассажиров, трудовых отношений не имел ни с организацией, ранее использовавшей автомобиль, ни с собственником автомобиля. Зарегистрировавшись под именем своей тети в мобильном приложении, предоставляющем техническую и клиентскую поддержку, данный гражданин указал свой номер мобильного телефона и на протяжении длительного времени осуществлял деятельность по перевозке пассажиров, не имея свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно информации, полученной от сервисных служб, молодой человек выполнил более 500 заказов на перевозку пассажиров автомобилем такси в Лиде, Гродно, Минске. В итоге постановлением Экономического суда Гродненской области гражданин привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 540 рублей с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, на сумму более 1000 рублей.
От редакции. Что ж, хотел заработать, обойдя закон, – не вышло. А не попадись он сотрудникам Транспортной инспекции, так и работал бы дальше, нарушая не один пункт законодательства. И таких горе-таксистов, предположу, немало колесит по дорогам города. Но помнят ли они, что в ответе за тех, кого везут?..