Нет-нет, это не что-то новое – негласный контроль практиковался и раньше. Когда-то мы часто выезжали в рейды с сотрудниками ГАИ на гражданском автомобиле, например, для выявления нарушителей скоростных режимов. Ныне же решение о введении негласного и смешанного контроля было принято Министерством внутренних дел в связи с увеличением количества ДТП с погибшими и пострадавшими.
Логика понятна: когда водители видят инспекторов на патрульном автомобиле, ПДД не нарушают. В отсутствие же сотрудников ГАИ нередко совершаются в том числе и грубые нарушения, из-за которых происходят аварии с тяжелыми последствиями. В качестве профилактики данная мера вполне оправданна: соблюдать ПДД люди будут осознанно, даже когда не видят инспектора.
Вот уже больше недели скрытый контроль ведется и в Лиде. Как рассказали в Лидской ГАИ, на службу вместе с экипажами в патрульных транспортных средствах заступают сотрудники на автомобилях без отличительной оклейки и маячков. Для этих целей Лидским РОВД было выделено несколько единиц транспорта, который оборудован всеми необходимыми техническими средствами, позволяющими контролировать скоростной режим, соблюдение правил остановки и стоянки, маневрирования, проезда перекрестков и другие нарушения ПДД.Преимущество в патрулировании отдается аварийно опасным участкам, а также местам, где любят пренебрегать Правилами дорожного движения. В первые пробные выезды контроль осуществлялся на объездной дороге по западному обходу Лиды. И не понадобилось много времени, чтобы выявить два обгона – там, где их нельзя было совершать, – и два превышения скорости (до 20 км/ч).
Но не только водители теперь находятся под незаметным оком ГАИ – наблюдение ведется и за пешеходами.
В один из дней мы выехали с инспектором ДПС ОГАИ Сергеем Кушелем в рейд по улицам города. Для начала проехали на патрульной машине. Пешеходов, переходящих дорогу вне пешеходного перехода, не заметили. Оно и очевидно: кто будет нарушать, видя милицейскую машину? А мест, где наиболее часто такое происходит, в городе предостаточно. Например, улица Кирова, от перекрестка с проспектом и до улицы Советской.
Пешеходный переход тут один, примерно посередине (не считая тех, что расположены на перекрестках). Машины паркуются по обе стороны практически на всем протяжении улицы. Думаете, многие спешат пройти лишние двести метров до перехода, чтобы попасть, например, в медицинский центр или банк в здании «Экватора», если автомобиль припаркован через дорогу? Как бы не так.
Подобная картина наблюдается на улице Советской, между пешеходным переходом у магазина «Комсомольский» и Лидским колледжем. Расстояние между ними приличное (к слову, это отдельная тема для разговора: для удобства пешеходов, конечно, хотелось бы, чтобы переходов было больше, но пока мы говорим о безопасности и соблюдении правил). На улице Замковой, у здания стройтреста, так же. И на улице Труханова, возле городской поликлиники №2, можно видеть перебегающих дорогу пациентов и даже медработников.
В тот день мы и поехали по данному маршруту. Повторюсь: сначала на патрульной машине и нарушений никаких не заметили. А затем пересели на гражданскую. Дабы не «светить» автомобиль ГАИ, предназначенный для негласного контроля, использовали редакционный «Фольксваген». Он, к слову, оборудован видеорегистратором, и в случае возникновения спорной ситуации запись с него – сотруднику ГАИ в помощь. Забегая вперед, отмечу: спорных ситуаций не было. Когда из обычной машины вдруг выходил инспектор и фактически «ловил за руку», нарушители вину признавали.
Отметим еще несколько пешеходных переходов, которые не жалуют горожане. Один из них расположен по дороге от рынка к налоговой инспекции. Частенько идут по нему на красный сигнал светофора, констатирует Сергей Кушель. Возможно, потому, что автомобилей на улицу Чапаева сворачивает немного и ждать полминуты, пока загорится зеленый, пешеходам не хочется.
Подобное место и на перекрестке Советской-Мицкевича. Для водителей поворот направо оборудован дополнительной стрелкой, что для пешеходов создает определенные неудобства. Часть проезжей части они переходят на зеленый сигнал светофора и вынуждены останавливаться на «островке» у следующего светофора, ожидая разрешающего сигнала для завершения перехода. И если нет машин, случается, продолжают путь на красный.
Так же делится «зебра» и на перекрестке Советской-Ленинской. Но такова здесь организация дорожного движения (надеемся, она оптимально продумана соответствующими службами).…Итак, пересев на редакционную машину, начинаем объезд вышеперечисленных мест. То и дело наметанный глаз автоинспектора высматривает в транспортном потоке нарушения.
– Не пристегнут водитель «Мерседеса», а девушка за рулем «Ниссана» разговаривает по телефону, – обращает мое внимание Сергей Кушель и справедливо отмечает: – Из патрульной машины нарушений фиксируется значительно меньше.
Но вернемся к пешеходам. На улице Советской останавливаемся у магазина «Жемчужина». А вот и нарушитель. Мужчина в годах пересекает дорогу вне пешеходного перехода (напомним, в зоне видимости ближайшая «зебра» – за магазином «Комсомольский» и у колледжа). Но Иван Антонович, как позже представился лидчанин, решил «срезать».
– К внуку спешу, – оправдывался пенсионер перед внезапно появившимся сотрудником ГАИ.Сергей Кушель просит мужчину пройти в автомобиль для составления постановления. Но не о привлечении к административной ответственности, как было раньше, а наоборот – об освобождении от нее с вынесением предупреждения и прекращении дела об административном правонарушении. Данная норма действует с 1 марта, после вступления в силу изменений в КоАП.
Распространяется послабление и на другие нарушения ПДД: непристегнутый ремень безопасности, пользование телефоном за рулем.
Иван Антонович, конечно, остался доволен, что обошлось без штрафа. Но инспектор его предупредил: если данное нарушение будет совершено повторно в течение года, штраф составит уже от 1 до 3 базовых величин.
Следующего нарушителя мы заметили, проезжая перекресток Советской-Мицкевича. Мужчина не стал дожидаться зеленого сигнала светофора, чтобы пересечь съезд направо к озеру.
– Раз в год приехал в Беларусь и успел нарушить, – корил себя лидчанин, живущий ныне в Польше. – В следующий раз не скоро приеду, повторно в течение года, надеюсь, не попадусь, – получая предупреждение, говорил мужчина.В соседней стране предупреждением он бы, думаем, не отделался, а штраф получил бы ощутимый.
Завершили мы рейд на улице Кирова. Ситуация здесь буквально такова: бери камеру и снимай – пешеходов на проезжей части от «Экватора» до «Континента» даже не один, а по несколько сразу. Инспектора-то они не видят.
Но помните: он видит вас – и не нарушайте! Не для него – для своей безопасности в первую очередь.