В 2017-2018 годах на территории Гродненской области наблюдается рост противоправных деяний в Интернете. Это, как правило, «взломы» и несанкционированное использование учетных записей пользователей в социальных сетях, а также хищения с карт-счетов, лицевых счетов путем мошенничества либо использования компьютерной техники. Злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным отношением к безопасному использованию Интернета.
Как работают интернет-мошенники?
Сначала преступник получает несанкционированный доступ к учетным записям потенциальных потерпевших в соцсетях. Чаще всего жертвами мошенников в Сети становятся пользователи, которые небрежно относятся к сохранности конфиденциальности. Например, используют одинаковые реквизиты на различных ресурсах, задают легкие пароли, не устанавливают средства, которые блокируют работу вредоносных программ, попадаются на удочку лицам, создавшим «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт.
Получив реквизиты, злоумышленник заходит на страничку жертвы и рассылает ее контактам сообщения мошеннического характера. Вариантов формулировок таких просьб множество.
Примеры сообщений мошенников
— «Какого банка у тебя карточка? Помоги мне! Мне срочно нужно перевести деньги, чтобы заблокировать свою карточку»;
— «Какая у тебя банковская карта? Можно я тебе на нее скину денежные средства, а потом с нее переведу себе на «Яндекс. Деньги», просто я свою потерял. Это займет 2-4 минуты. Если поможешь, в долгу не останусь!»
— «Напиши свой абонентский номер. Придет смс ответь на неё словом «Dа». Объясню все при встрече, долго писать, (либо) у меня СИМ-карта заблокировалась, восстановить таким образом хочу»;
— «Есть ли у тебя банковская карта? Пожалуйста, помоги мне перевести деньги с «Яндекс.Деньги»;
— «Помощь нужна, а у тебя нету карточки банковской? Просто не могу перекинуть себе деньги на карту с «Яндекс.Деньги». Можно я тебе попробую скинуть на карту, а ты, если что, мне на карту перекинешь?»;
— «Можно я тебе пароль от моего кабинета отправлю, а то у меня СИМ-карту заблокировали, а он для разблокировки нужен. Напиши номер свой»;
— «У тебе есть банковская карта? Если не отвлекаю, поможешь? Мне нужно срочно телефон оплатить, а я свою вчера потерял, теперь на восстановлении. Можно я тебе на твою карту скину деньги, а ты мне на телефон положишь, пожалуйста».
Что происходит дальше?
Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении.
Если потерпевший отзывается на уловку преступника и сам осуществляет перевод средств на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 209 УК РБ «Мошенничество» (в зависимости от суммы похищенного максимальная ответственность может составлять как три, так и десять лет лишения свободы).
Когда потерпевший предоставляет реквизиты и злоумышленник осуществляет транзакций на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место ст. 212 «Хищение путем использования компьютерной техники» (также в зависимости от суммы максимальное наказание варьируется от 3 до 15 лет лишения свободы, при этом Законом не предусмотрена минимальная сумма хищения). В этом случае надеяться на то, что преступник оставит на вашем счете хоть какую-то сумму, к сожалению, не приходится.
Как правило, злоумышленник похищает денежные средства путем зачисления их на электронные кошельки, зарубежные счета, абонентские номера, покупку голосов в социальной сети и др.
Внимание! Если вы сами совершаете транзакцию либо передаете свои реквизиты третьим лицам, вернуть денежные средства по принципу нулевой ответственности пользователей банковских карточек практически невозможно.
Как не стать жертвой мошенников в Сети
- Для выхода в Интернет используйте устройства, на которых установлено специальное программное обеспечение, предназначенное для борьбы с вредоносной активностью, своевременно обновляйте его;
- Используйте операционную систему с установленными обновлениями безопасности, актуальные версии другого программного обеспечения;
- Обращайте внимание на внешний вид сайтов, которыми пользуетесь. Возможно вы зашли на его копию;
- Вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка на зеленом фоне);
- Не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;
- Не используйте слишком легкие пароли (даты рождения, номера телефонов и т.д.);
- По возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения;
- Если вы получили сообщение от знакомого с просьбой о переводе денег либо передаче реквизитов, проверьте данную информацию 9личная встреча, телефонный звонок). В крайнем случае задайте вопросы. Ответы на которые не могут быть известны третьим лицам.
- Если вы не пользуетесь Интернет-банкингом, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты;
- При осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или Интернет Пароль для платежной системы БЕЛКАРТ.
Если в отношении вас совершено противоправное деяние, в кратчайшие сроки обратитесь в органы внутренних дел по месту жительства.
Ваша бдительность убережет вас и ваших знакомых от противоправных посягательств со стороны третьих лиц!
И. Довлюд, заместитель начальника Лидского РОВД