Где покупают «ПВ»? В супермаркете, уже по привычке, кладут в корзину, спрашивают в киосках, приобретают у распространителей. Мужчину в возрасте, продающего газету в тамбуре «Дома торговли», видели все, даже не живущие в центре. Для постоянных покупателей универсама его зазывное «свежие «Принеманские!» стало привычным, даже родным. Шутка ли – Виктор Михайлов продает «ПВ» без малого 20 лет – сколько и самой газете! Но обо всем, как говорится, из первых уст.
Каждую среду в три часа дня Виктор Иванович заступает «на службу» – ждет у редакции, пока газета приедет из типографии. Наблюдаю за ним: стоит, не присядет, прохаживается. В кино кавалеры так ждут своих дам на свидание.
– Быть распространителем меня полностью устраивает! Мне, как читателю, газета нравится, поэтому и людям продавать ее приятно, – делится Виктор Иванович. – Я получаю удовольствие от своей работы. Иду на нее – и мне радостно! Среда – для меня это праздник!
Вот, оказывается, в чем секрет такого трепетного ожидания! Наконец приезжает машина. Водители здороваются, подают Виктору Ивановичу партию газет. Идем на «точку».
– Мне кажется, мое место очень удачное: людей много, покупают хорошо, – говорит он мне по дороге. – Есть постоянные клиенты, я бы даже сказал – многолетние. Знаем друг друга в лицо, здороваемся, можем обменяться парой фраз.
С самого начала работы в «ПВ» за Виктором Ивановичем закреплена точка продажи в «Доме торговли». В этом плане его можно без иронии назвать «патриотом» – не в его характере переходить с места на место.
– Всю жизнь проработал на «Лакокраске», в 10-м цеху, аппаратчиком. На пенсию вышел в 50 лет, еще 12 – трудился, будучи пенсионером, – вспоминает наш герой. – Грех жаловаться. По молодости умудрялся на двух участках работать, квартиру получил, пенсию неплохую себе обеспечил.
Похоже, удовлетворенность – еще одна отличительная черта моего собеседника. Тут доволен, там доволен. «Чудак», – скажет кто-то. А может, это и есть здоровое отношение к жизни?..
Придя на место, Виктор Иванович выкатывает тележку, распаковывает газеты, бережно раскладывает. Приносит маленький стульчик, похожий на рыбацкий. Говорит, в работе все должно быть комфортно. Берет газету, бегло просматривает.
– Надо быть в курсе, что продаешь людям. Позже прочитываю всю повествовательную часть. А рекламой красочной – просто любуюсь. Бывает, ну настоящее произведение искусства! – смеется распространитель.
У каждого мастера свои фишки. Есть безотказные приемы и у Виктора Ивановича. Например, он всегда оглашает «гвоздь программы» – то, что интересно в номере – если не каждому, то большинству.
– Я всегда рекламирую «острые» моменты, – шутит он. – Бывает, торопится человек, пройдет мимо. Я тогда ему вслед: «График отключения горячей воды – в свежих «Принеманских!» Точно вернется! А номер с расписанием автобусов вообще улетает – как по конвейеру…
А вот чтобы человек всё время покупал газету, а потом перестал резко интересоваться нашим еженедельником – это, по опыту моего собеседника, редкость.
– Спрос в целом ровный. Летом только, может, немного меньше: кто на даче, кто на отдыхе, – делится наблюдениями Виктор Михайлов. – В городе газету любят. Покупает даже молодежь, которая в Интернете сидит. Значит, нравится им.
К слову, о молодежи. У Виктора Ивановича уже есть правнук! Дочь живет за границей, внучка с семьей – поближе, в Слониме, и часто навещает дедушку.
– Нынешняя работа – это мое хобби, развлечение, если хотите! – раскрывает до конца карты мой собеседник. – Супруга всячески поддерживает меня. Более того, это она была инициатором моего прихода в «ПВ». Среди знакомых, чтоб пенсионеры были при деле, примеров немного. А у меня от среды до среды – так и 20 лет прошли! Мне самому 82-й год идет!
Толком расспросить Виктора Ивановича о чем-то еще не получилось – торговля пошла.